Эта статья, написанная совместно со специалистами агентства Amiga, подготовит вас к взаимодействию с подрядчиком по созданию сайта. Вы узнаете, на что нужно обращать внимание при обращении к разработчикам, какие технические моменты понадобится согласовать. Также мы дадим советы по выбору исполнителя и расскажем, что лучше: веб-студия или фрилансер.
Какие моменты нужно согласовать с подрядчиком
Прежде чем заказывать сайт, четко определитесь с задачами, которые он должен решать. Это может быть информирование аудитории, привлечение новых клиентов, повышение качества обслуживания. Вы даете исполнителю свой список, а он определяет, каким образом достичь желаемого через функциональность сайта, дизайн, контент и способ продвижения.
Чтобы разработчик понял ваше видение и сложил полное представление о проекте, понадобится заполнить бриф-лист. Это анкета с вопросами, которые позволяют рассмотреть продукт с разных сторон. На основе брифа исполнитель составляет техническое задание, а вы его согласовываете. Документ прилагается к договору, это его неотъемлемая часть.
Далее нужно согласовать внешний вид сайта: определить подходящую разметку, стиль визуальных компонентов, шрифт, тип верстки и др. На основе техзадания и референсов исполнитель разработает прототип сайта — визуализацию для согласования. Дизайнер нарисует макеты будущих страниц.
Еще один момент, который потребуется выбрать — тип CMS (системы создания и управления сайтом). Это могут быть WordPress, 1С-Битрикс, Shopify, Joomla!, Drupal, OpenCart. Здесь стоит доверить выбор разработчику — специалист определит, какие системы решат задачи, связанные с запуском вашего веб-продукта.
Также с подрядчиком нужно обсудить вопрос продвижения сайта: будет ли это входить в комплекс услуг, или вы наймете стороннюю организацию.
Кто может сделать сайт
Предлагаем разделить исполнителей на две категории: фрилансеры и агентства. Ко вторым отнесем веб-студии, IT-компании и digital-агентства.
Фрилансеры
Работают в одиночку или в составе небольшой группы. Как правило, предлагают самую выгодную цену. Экономия достигается за счет того, что вы напрямую сотрудничаете с исполнителем, и в этом процессе не задействованы менеджеры, бухгалтеры и другие сотрудники, которым нужно оплачивать услуги.
Сложность в сотрудничестве с фрилансерами в том, что у вас будет мало гарантий. Некоторые специалисты работают без договора. В этом случае ничто не защитить вас от срывов сроков и других форс-мажоров. Поэтому исполнителя-частника советуем выбирать только по рекомендации.
Кроме того, у фрилансера ограничены возможности. Вряд ли вы сможете найти специалиста, который сможет одинаково качественно написать сайт, разработать дизайн, контент и стратегию продвижения. Скорее всего, вам потребуется нанимать отдельно веб-программиста, дизайнера, копирайтера и координировать их работу.
Агентства
Веб-студии и интернет-агентства предоставляют комплекс услуг. В одном месте вы сможете заказать все: начиная от разработки прототипа, заканчивая продвижением готового продукта. Это очень сэкономит ваше время, и не придется взаимодействовать с несколькими исполнителями.
Агентства работают официально. С вами заключат договор, где прописаны все виды работ и сроки, а также ваши гарантии. Вы будете общаться с проектным менеджером, который умеет разговаривать с клиентами на одном языке и доходчиво объяснять технические вопросы.
Многие компании — официальные партнеры разработчиков CMS и имеют дополнительные «плюшки». Это может быть скидка на покупку продукта, специальные условия обслуживания и др.
Преимуществ сотрудничества с веб-студиями больше. Советуем работать с фирмой, даже если это дороже, чем услуги фрилансера. В этом случае у вас будет больше гарантий и возможностей получить качественный результат.
Советы по выбору подрядчика
При выборе исполнителя обращайте внимание на следующие моменты:
- опыт разработки сайтов в вашей тематике;
- опыт работы подрядчика с выбранной вами CMS;
- отзывы клиентов;
- награды, сертификаты и другие подтверждения высокого качества работы.
Хороший подрядчик не озвучит вам стоимость работ и сроки с ходу без предварительного брифования и составления ТЗ. Если у него шаблонные цены, то и решения, скорее всего, шаблонные. Стоимость всегда рассчитывается индивидуально в зависимости от функциональности сайта, сложности дизайна и других параметров.
Создание веб-продукта — это небыстрый процесс, и если вам обещают сделать работу за 2 недели, вряд ли стоит ожидать хорошего качества. Для проекта нужна подготовка: предварительный аудит конкурентов и ЦА, заполнение брифа. После создания продукта необходимо тестирование на различных устройствах. Все это требует времени. Адекватные сроки для создания сайта — минимум 2 месяца.