Доступность или изоляция: социальная роль искусственного интеллекта

Мы живем в мире, опосредованном технологиями, в котором все социальные взаимодействия, формальные или неформальные, происходят посредством какого-либо технологического посредничества, влияющего на его природу и развитие: мы поддерживаем контакт с семьей и друзьями в социальных сетях; мы организуем планы через WhatsApp, мы работаем с электронной почтой; мы публикуем информацию в онлайн-прессе и получаем доступ к культуре через платформы. Даже в рефлексивных отношениях с самими собой вмешиваются технологии: мы планируем свою повестку дня в Outlook и сохраняем свои воспоминания в галерее мобильного телефона или в облаке.
Но если технологии опосредуют все наши отношения, трудности с доступом перестают быть технической проблемой и превращаются в социальную проблему. Отсутствие доступа к технологиям эквивалентно отсутствию доступа к обществу, поскольку пространства для социального участия находятся за интерфейсом, обычно экраном.
Доступность: социальная функция технологий
Доступность является важным принципом проектирования, если мы хотим, чтобы технология сохраняла свою социальную функцию и вносила позитивный вклад в коллективное благополучие. И мы все подвержены риску остаться без доступа.
Вопреки мнению многих, это не тот вопрос, влияние которого затрагивает только определенные группы, такие как пожилые люди или инвалиды. Это влияет на любого, чье социальное или личное положение ставит его за барьер (экономический, образовательный, культурный и т. д.), Препятствующий его доступу к технологиям и, следовательно, его полноценному участию в общественной жизни.
В этом контексте доступ к возможностям, которые сегодня предлагает искусственный интеллект, стал вопросом жизненно важного значения, особенно с учетом его огромной способности преобразовывать другие технологии.
Поэтому не исключено, что его будущее развитие может еще больше снизить доступность цифровых пространств, создавая новые формы изоляции для тех, кто уже сталкивается с социальными или технологическими препятствиями.
В связи с этим с точки зрения пользовательского опыта (UX) возникают важные вопросы: понятно ли всему населению поддерживать разговор с ИИ? существуют ли какие-либо технические средства поддержки, позволяющие людям с сенсорными нарушениями (например, слепым или глухим) взаимодействовать с этими системами и пользоваться теми же преимуществами, что и остальные? Предназначены ли разговорные боты для эффективного общения с людьми, у которых нарушения речи возникают в результате повреждения головного мозга или других состояний?
Помимо вышесказанного, стоит подумать об экономической доступности этой технологии: будет ли по-прежнему возможно использовать ИИ в маломощных и дорогостоящих устройствах, обычных для населения с меньшими ресурсами? Сохранятся ли бесплатные или доступные модели доступа, или ИИ будет иметь тенденцию концентрироваться в сегментах с высокой покупательной способностью из-за увеличения инвестиций, которое потребуется в ближайшие годы?
Эти вопросы являются лишь одним из примеров множества дилемм в отношении доступности ИИ, которые уже существуют и которые будут усиливаться по мере их широкого распространения в обществе. Недостаточно подчеркнуть потенциальные преимущества этичного ИИ в личной и профессиональной сферах, если его внедрение оставляет позади уязвимые группы населения или группы с ограниченными возможностями доступа. Таким образом, ИИ станет еще одним инструментом неравенства и изоляции.
Рафаэль Конде Мельгуизо – исследователь и профессор Университета дизайна, инноваций и технологий (UDIT)
Редактор: AndreyEx