Согласно последним статистическим данным, за последние 5 лет число пользователей Интернета в России увеличилось более чем в два раза. Это постоянно меняющийся рынок с более чем 105 миллионами подписчиками и темпами роста 176%. Эта тенденция возникает в основном благодаря развитию мобильных устройств, на долю которых приходится 95% подключений к Интернету. Наиболее посещаемым сайтом является конкурирующая с Google поисковая система «Яндекс», за которой следуют социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Facebook, вероятно, является первой крупной социальной сетью в мире, но в России ему приходится иметь дело с более «националистическим» рынком, сильно ориентированным на своего конкурента, ВКонтакте. Согласно данным, опубликованным ВЦИОМ (Российская общественная исследовательская организация), 42% российских онлайн-пользователей ежедневно посещают ВКонтакте, за ними следуют Одноклассники с 27%, принадлежащие великому веб-гиганту Рунета Mail.ru.
На первом месте доминирует ВК, дословно переводится как «ВКонтакте», основанный Павлом Дуровым (возможно, наиболее известен на Западе тем, что запустил Telegram) в 2006 году как сервис для связи студентов и магистрантов российских вузов. Если подумать, параллелизм с Facebook очевиден, учитывая, что в то время Марк Цукерберг только что изучал платформу, посвященную университетскому миру.
Согласно данным, опубликованным российской социальной сетью, сегодня в ней зарегистрировано 410 млн российских пользователей и 95 млн активных ежемесячно, против 11 у Facebook (данные: Statista.com). ВК стал популярен не только в России, но и в остальном русскоязычном мире СНГ.
Главный критерий популярности сообщества ВКонтакте – число подписчиков на страницу. В популярно социальной сети ВКонтакте можно сделать свою группу или компанию видимой, обратив внимание как делается накрутка подписчиков в вк. Качественные подписки от пользователей на указанный вами паблик или группу.
Между Facebook и ВКонтакте есть много общего, но также и много различий. Графика очень напоминает американскую платформу, как и основные функции: возможность делиться постами, фото, видео и служба обмена сообщениями. Однако, в отличие от Facebook, ВКонтакте имеет более мягкую политику в отношении авторских прав. ВКонтакте предлагает возможность делиться целыми фильмами в потоковом режиме и плейлистами ваших любимых песен с помощью собственного встроенного проигрывателя. Эта последняя функция создала некоторые проблемы для социальных сетей даже в Италии, где в 2013 году она была закрыта и на пару лет стала недоступной на территории страны.
ВКонтакте очень часто используется пользователями как настоящая платформа для ведения блога, с гораздо более длинными постами, чем в Facebook. В ВК сообщества обезлюдели, это своего рода «форум», связанный с платформой, где фанаты ежедневно обмениваются разного рода контентом. Сообщества, в свою очередь, делятся на «Группы» (где пользователи в основном обмениваются мнениями и статьями) и «Публичные страницы» (для знаменитостей и брендов).
Таким образом, для компаний, желающих выйти на этот рынок, стратегически важно использовать этот тип логики, когда участие и рассказывание историй становятся основными активами. ВКонтакт представлен описательными постами (гораздо длиннее, чем на фан-странице Facebook) и контентом, предназначенным для стимулирования вовлеченности, например видео или опросы.
Возможность таргетированной рекламы в ВКонтакте существует (для увеличения фанов или вовлечённости), но можно сказать, что это версия 1.0 того, что сегодня позволяет нам Facebook. В основном есть «платные почтовые рассылки» и «таргетированная реклама» с различными способами оплаты в зависимости от контента и стратегий. Но скоро мы углубим этот аспект в новой статье.
Аудитория, присутствующая в ВК, достаточно однородна, но с более высокой долей женщин: аудитория представлена на 57% (52% в Facebook) женщинами и оставшимися 43% (48% в Facebook) мужчинами. Возрастной диапазон наибольшего использования составляет от 24 до 34 лет. Источники: habrahabr.ru; russiansearchmarketing.com.
Одноклассники ( буквально «одноклассники»), также называемые ОК, занимают второе место с чуть более 200 миллионами подписчиков и 45 миллионами активных ежедневных пользователей, разбросанных по всему русскоязычному региону. Как ВКонтакте и Facebook, ОК появился на свет в 2006 году как платформа для общения старых школьных и университетских друзей.
В первые годы существования основные функции были платными. Теперь все основные функции бесплатны, такие как создание профиля, обмен фотографиями, плейлисты, оценка общих фотографий. Платные функции, с другой стороны, касаются присвоения фотографиям определенных значков, дополнительного места в памяти для фотографий, отмены негативных комментариев, широкого выбора смайликов. Также в Одноклассниках есть возможность посмотреть, кто посещал ваш профиль, но опция «невидимка» тоже остается платной.
Группы очень популярны, но также и «фан-страницы», где обмениваются мультимедийным содержимым (плейлистами, видео и фотографиями). Пользователи Ok очень активны, они участвуют в сообществах или фан-страницах и много взаимодействуют. Аудиторию в основном составляют женщины (70%) в возрасте от 34 до 45 лет. В среднем пользователь «Одноклассников» проводит на платформе не менее 20 минут, а в «ВКонтакте» — 10.
Инвестиции в OK могут быть действительно стратегическими для тех, кто ориентируется прежде всего на женщин старше 30 лет. Давайте поговорим о вселенной матерей, в частности.
Что больше всего бросается в глаза при открытии Одноклассников, так это графика, которая очень точно отражает вкус российских пользователей. Яркие цвета, оранжевый цвет всей платформы, красочные смайлики: наверное, они противоположны всему нынешнему «западному» вкусу, вдохновленному «плоским дизайном».