Единственное, что имеет значение для инвесторов Alphabet Inc., — сможет ли она правильно использовать искусственный интеллект.
Таково было сообщение, распространенное на этой неделе, когда акции компании упали после новостей о том, что флагманский продукт Google для искусственного интеллекта дал осечку. Распродажа снизила рыночную стоимость на 80 миллиардов долларов за один день, что подчеркивает важность, которую инвесторы сейчас придают всему, что связано с искусственным интеллектом.
Для фирмы с крупнейшим в мире бизнесом цифровой рекламы — ее операции принесли более 100 миллиардов долларов наличными в прошлом году, рекордная часть которых вернулась акционерам — угроза проста: какая-нибудь другая компания может разработать поисковую систему на базе искусственного интеллекта, которая, как бы маловероятно это ни казалось сейчас, сделает Google устаревшим.
“Отставание Alphabet в области искусственного интеллекта — это явная и реальная опасность”, — сказал Том Графф, директор по инвестициям Facet. “Недостаток настолько значителен для Alphabet, что на самом деле нет способа оценить его”.
Акции упали на 0,2% в пятницу. Акции в этом году отрицательные, по сравнению с ростом примерно на 15% индекса общей доходности Bloomberg Magnificent 7.
Такой сценарий поставит под угрозу почти 200 миллиардов долларов дохода, который Google, как ожидается, получит от поиска в этом году — бизнеса, на который Alphabet получает основную часть прибыли.
Alphabet была одной из самых ценных компаний в мире на протяжении большей части последнего десятилетия, в первую очередь из-за доминирования своего бизнеса веб-рекламы. Но в этом году ее обогнала корпорация Nvidia, чей рост сделал ее олицетворением мании искусственного интеллекта, которая перестроила фондовый рынок.
Хотя ИТ по-прежнему доминирует в поиске, и компания вряд ли находится в реальной опасности для существования, ошибки в области искусственного интеллекта стали ошеломляющей неудачей для фирмы, известной своим технологическим мастерством, что ставит вопрос о том, могут ли инвесторы рассчитывать на то, что Alphabet останется в первых рядах.
Более чем через год после дебюта ChatGPT от OpenAI, Alphabet все еще пытается доказать, что ее технология может конкурировать, несмотря на значительные затраты в этой области в течение многих лет.
В результате акции были чувствительны к любым признакам силы или слабости на фронте искусственного интеллекта. Февральский спад напомнил аналогичное событие прошлого года, когда опасения по поводу точности чат-бота Bard привели к массовым продажам, а в декабре хорошо принятый выпуск модели искусственного интеллекта Gemini компании вызвал волну облегчения.
Инвесторы настолько осведомлены о рисках отставания в области искусственного интеллекта, что закрывают глаза на акции, которые на сегодняшний день являются самыми дешевыми среди крупнейших технологических компаний США и в 19 раз превышают прибыль, прогнозируемую в течение следующих 12 месяцев.
Между тем, перспективы Alphabet по росту выручки и прибыльности в предстоящем году совпадают с прогнозами Microsoft Corp. и намного лучше, чем у Apple, даже несмотря на то, что акции торгуются с большим дисконтом к акциям обеих компаний.
Поиск считается основным вариантом использования генеративного искусственного интеллекта и чат-ботов, что означает, что доминирующая доля Alphabet на рынке находится под угрозой, в то время как Microsoft, которая внедряет функции искусственного интеллекта в Bing, некуда идти, кроме как вверх, и этот фактор изолировал акции Microsoft от собственных разногласий.
На данный момент Alphabet сохраняет свое доминирующее положение, занимая около 91% мировой поисковой доли, по сравнению с примерно 3,4% у Bing, согласно данным Statista.
“Конечно, у него есть «ров» в поиске, но это пространство вот-вот будет нарушено”, — написал аналитик Melius Research Бен Рейцес, который назвал Alphabet “дешевым по какой-то причине”. Он добавил, что Alphabet превосходит конкурентов megacap с точки зрения таких факторов, как рост, постоянный доход и оптимизация маржи.
Тем не менее, немногие, кто следит за ИИ, не рассчитывают на Alphabet. Компания годами инвестировала в технологию и может похвастаться инфраструктурой и инженерными талантами, которые считаются необходимыми для выпуска конкурирующего продукта.
Марк Шмулик из Bernstein написал, что он чувствовал себя обязанным защищать Alphabet, хотя он входит в число 15% аналитиков, не имеющих рейтинга покупки акций.
“С тех пор, как OpenAI запустила ChatGPT в конце 2022 года, реакция Google больше похожа на действия бодибилдера, которому сказали, что его мускулы выставлены напоказ, затевающего драки и получающего побои”, — написал он. Однако “на тот момент, когда ответы на вопросы с использованием искусственного интеллекта завоевали доверие потребителей, Google должен иметь наилучшие возможности для интеграции этих результатов с результатами веб-запросов, тем самым предлагая потребителям лучшее из обоих миров”.
Однако достижение этой точки может быть длительным и дорогостоящим. “У них есть ресурсы и возможности для создания чего-то заслуживающего доверия, но мы не знаем, станет ли это основным драйвером роста”, — сказал Филип Лоулор, руководитель отдела маркетинговых исследований Wilshire Indexes.
“Если у вас нет надежного продукта, тогда речь идет о выживаемости”.