После анонса на Gamescom RX 7800 XT и 7700 XT обсудили все вопросы, связанные с Radeon, с руководителем графики AMD Скоттом Херкельманом. Всегда готовый и настроенный на важные идеи, старший вице-президент графического бизнеса AMD был только рад ответить на ряд вопросов, которые мы хотели задать от вашего имени. Давайте перейдем непосредственно к делу.
Серия Radeon RX 6000 была выпущена с использованием стратегии «верхний, средний и нижний». Серии Radeon RX 7000 потребовалось немало времени, чтобы достичь критического среднего сегмента, зачем менять стратегию для этого поколения?
СХ: Когда мы изначально планировали стек серии Radeon RX 7000, это было именно так из-за других приоритетов компании. Мне бы хотелось выпускать стек квартал за кварталом, но причина, по которой мы делаем это таким образом, состоит в том, чтобы не выходить за рамки ограничений нашей собственной компании. Я бы предпочел использовать Radeon RX 7000 Series сверху, посередине и снизу.
Эти продукты были запланированы на два-три года вперед, примерно в то время, когда мы запустили RDNA 2, а затем установили график выпуска определенных будущих продуктов. Если бы мы могли сделать это снова, я бы хотел иметь другой приоритет.
Вы упомянули на Gamescom, что больше не будет выпущено ASIC RDNA 3, хотя варианты SKU могут быть. Увидим ли мы RDNA 3 для экономного покупателя, как мы видели в прошлом поколении?
Ш.: Совершенно верно. Что касается дискретных графических процессоров, это последняя ASIC RDNA 3, которую вы увидите в этом семействе. Мы считаем, что RX 7600 позиционируется хорошо. Я думаю, что это отличный продукт для производительности. У нас все еще есть хорошее портфолио Navi 2, будь то RX 6500 , RX 6600 Series или RX 6700 Series. Что касается RDNA 3, то мы думали, что сможем запустить новые продукты и при этом оставаться эффективными на рынке.
Существуют ограничения для производства кристаллов меньшего размера, поскольку они позволяют производить доступный кремний, который дает хорошие преимущества в производительности при переходе от поколения к поколению. Чем меньше размер матрицы, которую вы производите, тем труднее добиться увеличения производительности за меньшие деньги. Вы начнете замечать некоторое замедление роста цен на дискретные графические процессоры ниже 150–200 долларов. Это проблема инфляции, проблема закона Мура и рынка, на котором мы сейчас находимся.
Хорошая новость о AMD заключается в том, что у нас есть APU, производительность которых теперь может вырасти. С точки зрения ноутбуков, по крайней мере, от AMD, вы начнете видеть, что APU довольно хороши на этом более низком ценовом уровне, где мы обычно видим дискретный графический процессор. С течением времени это будет только усиливаться. Тогда возникает вопрос, будет ли покупатель настольного компьютера использовать APU вместо дискретного графического процессора начального уровня? Если люди смогут преодолеть этот психологический барьер, они действительно обнаружат, что APU может довольно хорошо играть в большинство киберспортивных игр.
Многие считали, что разница в цене между 7900 XTX и 7900 XT слишком велика. Разрыв в 50 долларов между 7800 XT и 7700 XT еще меньше, что дает партнерам мало возможностей для создания карт OC. Как вы отреагируете на это наблюдение?
С.Х .: Наши партнеры обладают способностью к инновациям. Мы поддерживаем их везде, где можем. Процентная разница в цене между 7900 XTX/XT и 7800 XT/7700 XT примерно одинакова, хотя в долларовом выражении она разная. 50 долларов — это большая сумма для людей, которые смотрят на графические процессоры класса 7800 XT / 7700 XT. Цена на графический процессор всегда может быть дешевле, но если мы не заработаем денег, то будет сложно составить дорожную карту. 50 долларов на этом уровне — хороший ценовой разрыв, и нам придется посмотреть, как он поведет себя на рынке. Мы пытались действовать сверхагрессивно в отношении цен, но в то же время мы компания и должны зарабатывать деньги.
Вы увидите некоторые инновационные разработки от наших партнеров. Мы, как компания, обычно не вводим жестких ограничений. Я действительно думаю, что сначала на RX 7800 XT будет немало инновационных разработок, но это не значит, что их не будет на RX 7700 XT. Я считаю, что партнеры расставили приоритеты именно таким образом. Как получится.
Почему для Radeon RX 7700 XT нет эталонной карты Made By AMD?
«МЫ СОСРЕДОТОЧИЛИСЬ НА RADEON RX 7800 XT ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПОТОМУ, ЧТО ЭТО НАША ЛИДИРУЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ В ЭТОМ ПОКОЛЕНИИ»
Скотт Херкельман
СХ : Мы сосредоточились на Radeon RX 7800 XT главным образом потому, что это наша лидирующая модель в этом поколении. Таким образом, мы сможем выйти на сцену, показать, на что он способен, и расставить приоритеты. Между прочим, мы не продаем много карт MBA и не хотим продавать много; мы стараемся, чтобы наши партнеры возглавили эту задачу. У нас есть системные интеграторы и некоторые рынки, которые предпочитают наши программы MBA, но наша стратегия состоит в том, чтобы позволить нашим AIB заниматься продажами.
Radeon RX 7700 XT — более чувствительный к цене графический процессор. Мы решили использовать RX 7800 XT, поэтому у него есть опция MBA. Если бы был спрос на RX 7700 XT MBA, мы бы рассмотрели его; насколько мы понимаем, этого недостаточно.
Какова ситуация с запасами обоих графических процессоров? Ожидаете ли вы, что на рынке будет достаточно карт?
Ш .: Мы считаем, что поставок достаточно. С нашей точки зрения, это будет здорово и примерно одинаково с точки зрения представления того, что мы видим на полках в первый день для RX 7800 XT и RX 7700 XT. Их достаточно, чтобы покрыть первоначальный спрос. У нас есть много возможностей обеспечить удовлетворение спроса во второй половине этого года. Здесь нет того ограничения, которое мы видели во время графика выпуска пандемического поколения для последнего поколения.
Конечно, это касается не только ASIC или памяти, но и компонентов платы. Нам было очень сложно найти определенные компоненты для серии Radeon RX 6000, поскольку одни и те же детали покупались во многих отраслях. Отрасль, по большей части, справилась с этим, а это означает, что если спрос на эти новые графические процессоры вырастет, мы сможем отреагировать быстрее, чем раньше.
Мы кое-чему научились со времен высокого спроса, вызванного пандемией. Классификация товаров, которые производятся из одного источника, какие из двух источников, для которых требуются длительные сроки выполнения заказов, и за какие из них мы конкурируем с другими отраслями, возможно, с нашими конкурентами. Сейчас мы находимся в гораздо лучшем положении, чтобы справляться с резкими скачками спроса.
Как вы решаете, какие графические процессоры создавать с использованием технологии чиплетов — например, RX 7900 XT / XTX, RX 7800 XT, RX 7700 XT — и какие лучше всего использовать в качестве монолитных творений?
СХ : Все зависит от стоимости доллара и того, чего мы пытаемся достичь в отношении производительности на доллар и SEP на доллар. Radeon RX 7800 XT и 7700 XT доступны по цене для чипсетной конструкции, а монолитность Radeon RX 7600 — это то, что мы можем себе позволить для этого сегмента. Создание чиплетов связано со стоимостью, сложностью тестирования и сборки. Учитывая эти соображения, именно поэтому в этом поколении мы остановили чиплеты на уровне RX 7700 XT.
При планировании мы рассматриваем каждую часть дорожной карты по-своему. Мы берем собственную интеллектуальную собственность, то, как мы создаем продукты, инновации в конструкции, достижения партнеров, а затем определяем, работают ли монолитные штампы лучше или лучше другая технология. С годами оно будет меняться. Мы просто надеемся, что продолжим видеть инновации по хорошей цене.
FSR 3, ответ AMD на DLSS 3, появился уже давно. Скоро релиз. Что было самым большим препятствием на пути к оптимальной работе?
СХ : Мы работали над FSR 3, чтобы сделать его как можно более широким. Для качественного запуска требуется правильная интеграция с независимыми поставщиками программного обеспечения, чтобы обеспечить плавное развертывание. Мы также хотели сделать его открытым и широким. Как и предыдущие поколения FSR, он будет работать на нескольких поколениях графических процессоров других конкурентов… и это заняло немного времени. FSR 3 будет полезен для индустрии, поэтому нам нужно еще немного подождать чего-то, что будет хорошо для всех, и мы надеемся, что время покажет, что у нас был правильный подход к этому.
Я не верю, что геймеры или пресса хотели, чтобы мы что-то торопили, так что это была наша собственная внутренняя ментальная позиция. Теперь мы чувствуем, что готовы двигаться вперед.
Технология AMD Fluid Motion Frame (AFMF), которая появится в начале следующего года, нас заинтриговала. Обещая работать со всеми играми DX11 и DX12, насколько, по вашему мнению, это изменит правила игры?
С.Х .: Мы рады сделать его доступным для тысяч игр и предоставить геймерам значительное повышение производительности. Еще рано, поэтому нам придется заняться оптимизацией, но мы хотим, чтобы широкие массы извлекли выгоду из генерации кадров. В это же время в следующем году мы все поразмышляем над объявлением AFMF и увидим, что оно станет еще лучше, что приведет к более широкому внедрению в DX11 и DX12.
Если быть откровенным, меня немного беспокоит то, что мы все еще находимся на этой стадии раздвоения. Например, при использовании FSR, DLSS и XeSS разработчику игр приходится думать о трёх разных стандартах. Это множество дополнительных сложностей, с которыми разработчикам игр не придется сталкиваться, поэтому мы хотим сказать: «Эй, смотрите, есть способ сделать это для всех, работая вместе и консолидируя усилия». Будем надеяться, что мы придем к единому стандарту для всех, при котором разработчики смогут сосредоточиться на создании лучших игр, а мы сосредоточимся на создании лучшего оборудования.
«…ЕСЛИ AFMF БУДЕТ ХОРОШО ПРИНЯТ И ГЕЙМЕРЫ СОЧТУТ ЕГО ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ, МЫ ПЕРЕЙДЕМ К СЛЕДУЮЩЕМУ ШАГУ И ПОСМОТРИМ, СМОЖЕМ ЛИ МЫ ВКЛЮЧИТЬ ЕГО В RDNA 2»
Скотт Херкельман
Почему вы в первую очередь ограничили AFMF графическими процессорами на базе RDNA 3, интегрировав эту программную технологию в будущий HYPER-RX, когда всеобъемлющая FSR доступна для большего количества поколений?
Ш .: Нам нужно с чего-то начинать. Я могу сказать, что мы изучаем возможности для старшего поколения. Помните, что мы запускаем несколько проектов близко друг к другу — FSR 3, HYPER-RX, AFMF — и поэтому нам пришлось что-то ограничить, расставив приоритеты и сосредоточив внимание команд. Идет исследование, поэтому, если AFMF будет хорошо принят и геймеры сочтут его целесообразным, мы перейдем к следующему шагу и посмотрим, сможем ли мы включить его в RDNA 2. Если все пойдет хорошо, то, возможно, будет старше поколения тоже. На данный момент мы сосредоточены на выводе AFMF на рынок.
Производительность трассировки лучей остается ниже, чем у сопоставимых карт Nvidia. Если предположить, что это продолжится с RX 7800 XT и RX 7700 XT, какие инструменты есть у AMD для борьбы с этой очевидной слабостью?
СХ: Я думаю, что мы по-прежнему лидируем по производительности на доллар, но при расчете цен мы учитываем производительность трассировки лучей. Такие рецензенты, как вы, говорят нам, что у нас все в порядке с чистыми кадрами в секунду, но не так хорошо с трассировкой лучей, поэтому мы стараемся учитывать эту разницу в нашем SEP, гарантируя, что графические процессоры Radeon предлагают большую ценность.
Нам просто нужно улучшить работу будущих поколений, убедившись, что у нас есть правильная архитектура для эффективной трассировки лучей. Кроме того, нам необходимо продолжать работать с партнерами-независимыми поставщиками программного обеспечения, чтобы геймеры получали наилучшие впечатления.
На бумаге энергоэффективность также выглядит ниже, чем у Nvidia — например, RTX 4070 имеет TGP 200 Вт по сравнению с 245 Вт у RX 7700 XT. Это вызывает беспокойство?
СХ : У нас есть инициатива компании по обеспечению хорошей производительности на ватт во всем нашем портфолио продуктов. При выводе всех чипов на рынок мы смотрим на производительность на ватт на каждом графике. В тетрадях это имеет большое значение. В десктопе, правда, это имеет значение, но не для всех. Есть люди, которых действительно волнует власть, других это не особо волнует. Мы определенно хотим создать чип с лучшим соотношением производительности на ватт. Более качественный чип делает плату в целом более доступной, что позволяет нам делать разные вещи с ценами и, мы надеемся, обеспечит геймерам дополнительную производительность. Это также полезно для окружающей среды и ваших собственных счетов за электроэнергию.
Власть, безусловно, является главной инициативой. Вы увидите, как со временем мы становимся все лучше и лучше. Нам нужно наверстать упущенное. Есть еще ошибки, которые нам нужно исправить. Простой режим работы – один из них. Мы считаем, что есть исправление драйвера. На самом деле это шаткий вопрос. Мы видим некоторые несоответствия с простоем электроэнергии, которых не должно быть, и мы работаем с нашими партнерами, чтобы, возможно, помочь с этим. Он будет очищен, но это может занять немного больше времени.
По-прежнему нет признаков 12VHPWR ни на одной видеокарте Radeon. Для вас это животрепещущая проблема?
«В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ СЕРИИ 7900 И ДАЖЕ 7600 МЫ НЕ ПЛАНИРОВАЛИ НОВЫЙ КАБЕЛЬ ПИТАНИЯ, НО ДЛЯ 7800 И 7700 ОН БЫЛ ПРЕДУСМОТРЕН. МЫ УДАЛИЛИ ЕГО, И ЭТО БЫЛО ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ УДАЛЕНИЕ».
Скотт Херкельман
С.Х .: Мы, в частности, для серии 7900 и даже 7600, не планировали новый кабель питания, но для 7800 и 7700 он был предусмотрен. Мы удалили его, и это было целенаправленное удаление. Вы не должны винить конечных пользователей в своих проблемах. Вы должны выявить и принять любые проблемы, как мы это сделали с проблемой с испарительной камерой. Я был во всех социальных сетях, потому что чувствовал, что это проблема AMD, и я собираюсь взять ее на себя.
До тех пор, пока эта проблема с питанием не будет устранена и не будет уверенности в том, что конечные пользователи работают правильно, именно здесь вы начнете видеть, как мы включаем ее в наше планирование. Возможность кого-то сказать, что это вина конечного пользователя, немного странна для AMD и определенно странна для меня.
От себя лично, какая видеокарта сейчас установлена в вашем компьютере?
Ш .: Неужели людей это действительно волнует? [Смеется]. Позвольте мне показать вам [поворачивает камеру к компьютеру]. Процессор AMD Ryzen Threadripper 3960X и видеокарта Radeon RX 7900 XTX. Достаточно мощный.
И, наконец, эти карты предназначены для игр. Какие игры вы больше всего ждете в преддверии 2024 года?
СХ : Я до сих пор много играю в League of Legends, Apex Legends и Valorant с друзьями, так что это наши основные продукты. Что касается новых игр, и не только потому, что мы их спонсируем, я буду много играть в Starfield. На Gamescom отзывы были ошеломляющими. К вашему сведению: когда вышла Borderlands 3, мы с друзьями доиграли ее до конца с пятницы по воскресенье. Со Starfield мы собираемся вместе и добиваемся успеха!