Франчайзинг сегодня – это достаточно популярная тема. В период пандемии и кризиса очень сложно выйти на рынок самостоятельно, и потому предприниматели присматриваются к покупке франшизы, выбирая для себя подходящую отрасль и сферу.
Рынок франшиз действительно предлагает достаточно много вариантов на любой вкус, идею и бюджет. Однако все это разнообразие полно подводных камней в виде франшиз-пустышек, недобросовестных руководителей и попросту мошенников. И для того, чтобы не совершить ошибку, которая обойдется достаточно дорого и финансовом, и в моральном, и во временном плане, следует как можно более скрупулезно во всем разобраться. Перед тем как осуществлять выбор франшизы, следует ответить на несколько вопросов. Итак, во-первых, каковы требования к франшизе? Сюда входят по большей части личные критерии начинающего предпринимателя. Любой успешный и прибыльный бизнес основывается на определении конкретных его целей. Зачем строить бизнес? Почему именно эта сфера? Что я знаю о ней и чего не знаю? Каковы требования к руководителю, к персоналу? Каков объем инвестиций? Какими ресурсами я уже обладаю и что еще нужно? Что будет с бизнесом через пять, десять лет? Актуальна ли данная отрасль в моем регионе? Каков уровень конкуренции? Вопросов возникает великое множество и это лишь малая часть. Чем более подробными и беспристрастными будут ответы, тем легче будет двигаться дальше. А ответить на эти вопросы зачастую помогают каталоги с франшизами, скажем, вот тут к примеру можно ознакомиться с актуальным выбором франшиз фаст-фуда.
Еще один немаловажный пункт в вопросе работы по франшизе – это обилие правоустанавливающих документов. Один из них – непосредственно договор о сотрудничестве. Так или иначе, любой договор – это своеобразное ограничение свободы действий и выбора. Его масштабы могут быть разными, но так или иначе игнорировать их не получится, дабы избежать неприятных последствий. К правоустанавливающему документу следует отнестись с особой серьезностью. Во-первых, ставить подпись, которая является символом согласия с условиями, стоит ставить только после скрупулезного изучения каждого пункта как самостоятельно, так и в тандеме с профессиональным юристом. Второй пункт предпочтительнее, так как нередки случаи, когда руководители вносят в договор пункты, которые невозможно толковать однозначно, зашифровывают определенную информацию и выставляют максимально невыгодные условия расторжения и прекращения деятельности. Чтобы избежать в дальнейшем многих сложностей и не доводить дела до судебных разбирательств, следует уделить этому вопросу как можно больше времени. Следует тщательно изучить документ на предмет ограничений и соотнести все риски.
Следующий немаловажный вопрос – условия открытия и закрытия. Он уже сложнее. Уважающая себя, развитая, известная франшиза с хорошей репутацией в обязательном порядке заботится о собственном информационном следе. Это касается интернет-пространства: диджитализация во всех сферах практически ничего не оставляет неизвестным. Стоит собрать как можно больше сведений о различных событиях, связанных с компанией. Например, об открытии филиалов, об обороте товаров или востребованности услуг. Также нелишним будет узнать побольше о закрытии точек, если такое имело место быть: сроки, причины. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор. Франшиза может иметь большое количество филиалов, и если открытие новых продолжается, то это отлично, однако если закрытий происходит больше, следует об этом задуматься. Это, возможно, говорит о том, что бизнес-план не до конца проработан, команда недостаточно квалифицированная и не учтены многие риски.
В рамках данного вопроса следует опросить работающих франчайзи и тех, кто закрылся. Это может составить беспристрастное впечатление о руководителе и его способностях, о коллективе, о востребованности, о рабочем процессе в целом. Эти данные дорогого стоят и не находятся в открытом доступе, потому следует обязательно приложить усилия для их поиска. Следующий вопрос – концепция. Она должна быть четкой и гибкой, меняться под нужды того или иного региона, цель и миссия франшизы также должны быть ясны. Что касается репутации франшизы, то здесь следует уяснить, то данный вопрос предполагает открытость. Успешная франшиза стремится рассказывать о своих достижениях, демонстрировать доказательства их свершения, делиться отзывами клиентов и партнеров. Последние должна быть в открытом доступе. Должна быть возможность связаться с ними посредством звонка или в социальных сетях. Это нужно для того, чтобы потенциальные франчайзи могли побеседовать с действующими, задать вопросы и получить консультацию.
Далее – бизнес-модель. Это очень важный момент. В правильно составленном бизнес-плане должно быть четко прописаны сумма инвестиций на старте, прибыль, сроки окупаемости. Погрешности неизбежны, но суть необходимо отразить. Следует оценить и преимущества франшизы. Они могут заключаться в необычном виде деятельности, особой нетривиальной технологии, незанятой нише и тому подобное. У франчайзера должны быть собственные наработки, база поставщиков, особенная рекламная компания. Что касается инструкции, то любая информация отлично воспринимается посредством чек-листов, которые должны, в первую очередь, отразить вопрос о том, как запустить франшизу, а также как найти и удержать клиентов. Четко прописанные скрипты общения, портреты потенциальных соискателей, должностные инструкции и тому подобное. Все это франчайзер должен иметь в арсенале своего бизнеса для того, чтобы он был успешным. Наличие CRM, ERP-системы, работающего сайта, также говорит о зрелости и перспективности бизнеса. Конечно же, важно обучение. Успешная франшиза уделяет много времени и сил, чтобы предоставить своим партнерам и их сотрудникам качественные, актуальные знания, которые можно будет применить на практике. В совокупности, все это позволит начинающему предпринимателю сделать верный выбор, способный принести не только прибыль, но и душевное спокойствие.