Термины ROI (Return on investment) и ROMI (Return on marketing investment) в переводе с английского означают: возврат на маркетинговые инвестиции. Также этот параметр называют коэффициентом рентабельности инвестиционных затрат. Рассмотрим, как рассчитывается ROMI маркетинговой компании или акции, а также проанализируем основные нюансы.
По своей сути эти понятия одинаковы. Разница между ними лишь в том, что применяются они для разных сфер:
Планируя рекламную кампанию или очередную email-рассылку для своих клиентов, как один из основных показателей ее успешности вы будете использовать именно ROI (ROMI). Использование сервис email-рассылок UniSender поможет как новичкам, так и профессионалам получить необходимые статистические данные по той или иной кампании, не прибегая к дополнительным графикам и расчетам.
Возможности сервиса позволяют анализировать полученные данные в удобной для пользователя форме, а также ускорить подсчеты рентабельности той или иной кампании.
Чтобы понять, зачем вообще считать этот показатель, необходимо ознакомиться с формулой его расчета. Коэффициент окупаемости инвестиций рассчитывается по несложной формуле: ROI = ((Валовая прибыль) — (Затраты на маркетинг)) / (Затраты на маркетинг) х 100%.
Из этой формулы следует, что чем больше полученное значение, тем лучше. Показатель ROI — это наглядное отображение того, насколько оправданы и эффективны были те или иные маркетинговые стратегии и решения, акции и рекламные кампании.
При этом чаще всего высчитать ROI не так просто, как это кажется на первый взгляд. В зависимости от специфики бизнеса иногда бывает достаточно непросто рассчитать валовую прибыль или учесть все затраты на маркетинговые мероприятия. И если подсчет прибыли одинаков для большинства бизнесов, то вопрос того, что именно понимать под затратами на маркетинг, индивидуален для каждого.
Некоторые предприниматели учитывают в затратах только вложения в рекламную кампанию, а кто-то включает еще и оплату труда штатных маркетологов и прочие сопутствующие расходы.
Таким образом, от выбора исходных данных будет зависеть результат расчета. И в рамках одного предприятия или даже одной рекламной кампании показатель ROI может существенно отличаться в зависимости от выбора метода подсчета затрат.
Из-за того, что величина коэффициента сама по себе неоднозначна, появилось множество сторонников и противников необходимости расчета ROI. Те, кто принял сторону «за», утверждают, что без подсчета этого коэффициента сложно спланировать бюджет на последующие маркетинговые мероприятия, а также оценить эффективность проведенных кампаний.
Противники расчета этого показателя считают, что полученные данные не несут в себе никакой практической ценности. Кроме того, они утверждают, что для оценки эффективности проведенных маркетинговых мероприятий неразумно учитывать значения одного сомнительного показателя.
Многие опытные маркетологи считают, что сфера маркетинга в большей степени интуитивна, поэтому расчетам она поддается крайне неохотно.
Несмотря на значительную противоречивость, все же есть несколько направлений, для которых анализ показателя ROI является необходимым. Оценка коэффициента окупаемости инвестиций должна проводиться в следующих направлениях бизнеса:
Если проведение маркетингового мероприятия, рекламной кампании или акции стало причиной роста продаж и количества полезных клиентов, то в этом случае исследование величины ROI будет весьма информативным и эффективным. Кроме того, по значению ROMI можно определить эффективность отдельных кампаний, не зависящих друг от друга.
Для определения эффективности комплексных маркетинговых решений расчет ROI окажется неэффективным. Поскольку в таких мероприятиях оценивается результат выполнения целого комплекса действий, что делает невозможным точное определение того, какой конкретный метод оказался наиболее действенным. Также оценка показателя возврата инвестиций является некорректной для проектов, протяженных во времени, долгосрочных маркетинговых исследований и мониторингов.
Для адекватного восприятия результатов, а также планирования следующих маркетинговых мероприятий результаты расчета ROI следует оценивать с учетом общей картины и возможных погрешностей в исходных данных. Формула — это лишь упрощенное представление реальной картины. На деле же успех той или иной маркетинговой кампании зависит как от продуманных шагов, так и от случайных факторов.
Применять показатель ROI целесообразно там, где его значение будет наиболее точно характеризовать результаты. При этом не стоит воспринимать его как единственно верный и возможный метод оценки эффективности маркетинговых мероприятий.