Почему не существует ни 128-разрядной Windows, ни 128-разрядного процессора

Почему не существует ни 128-разрядной Windows, ни 128-разрядного процессора

За прошедшие годы операционные системы претерпели значительную эволюцию, как и процессоры. Первые версии были 8-битными, в восьмидесятых преобладали 16-битные, в девяностых — 32-битные, а в первом десятилетии 2000-х годов появились 64-битные. Прошло 20 лет с тех пор, как появилась первая 64-разрядная потребительская операционная система Windows XP Professional x64 Edition, но мы еще не видели 128-разрядной Windows, почему это происходит?

Это хороший вопрос, и к тому же он очень интересный, но чтобы иметь возможность ответить на него, необходимо глубже изучить, как работают операционные системы, которые могут работать с разным количеством бит, а также роль, которую играют процессоры. также, потому что операционная система, например, 64-разрядная, не может работать с большим количеством бит. 64-разрядный процессор, и, следовательно, для перемещения 128-разрядной операционной системы нам понадобится 128-разрядный процессор.

Windows Vista 64 бит

Windows Vista 64 бит

 

Приведем вам пример. Когда в 2006 году появился патч, превративший Windows Vista в 64-разрядную операционную систему, многие захотели попробовать ее, но в то время 64-разрядные процессоры не занимали много времени на массовом потребительском рынке. AMD впервые появилась в 2003 году сAthlon 64, которые были настоящим чудом, а в 2004 году появилась Intel с 64-разрядными процессорами Pentium 4.

Под этим мы подразумеваем очень простую вещь, а именно то, что для существования 128-разрядной операционной системы сначала должен существовать 128-разрядный процессор. Нет смысла разрабатывать программное обеспечение для оборудования, которого не существует. Вот почему в свое время первыми появились 64-разрядные Athlon 64 и Pentium 4, а несколько лет спустя было выпущено обновление для Windows Vista, которое сделало ее совместимой с 64-разрядной версией.

Мы знаем, что говорил вам, что Windows XP Professional x64 Edition была первой операционной системой, поддерживающей 64-разрядную версию, и действительно, так оно и было, поскольку она была доступна в 2005 году, но она была ориентирована на рынок профессионального потребления, в то время как 64-разрядная Windows Vista ориентировалась на потребительский рынок в целом. В любом случае Windows XP Professional x64 Edition также появилась через два года после выпуска первых потребительских 64-разрядных процессоров AMD Athlon 64.

 

Скачок с мегабайта на гигабайт

 

Причина, по которой мы увеличивали количество битов в каждой операционной системе, заключалась, прежде всего, в том, чтобы иметь возможность увеличить объем памяти, который она может обрабатывать. Со временем приложения и игры становились все более сложными, и это привело к увеличению ресурсов, необходимых для их перемещения и продвижения вперед.

Именно одной из вещей, которая за прошедшие годы выросла больше всего, было потребление оперативной памяти. В восьмидесятые годы 8 МБ ОЗУ было более чем достаточно, чтобы наслаждаться хорошей работой, а в девяностые годы наличие 32 МБ позволяло нам перемещать что угодно (кроме профессиональных сценариев). С тех пор потребление памяти выросло в геометрической прогрессии.

В период с восьмидесятых по девяностые годы объем памяти, необходимый для стандартного ПК, увеличился в четыре раза, но в период с начала 2000 по 2010 год эта цифра увеличилась в 40 раз, поскольку мы перешли от потребности в 128 МБ к наличию 4 ГБ оперативной памяти. Разница была огромной, и именно в этот период времени 64-разрядная Windows Vista начала завоевывать популярность на массовом потребительском рынке.

Читать  10 лучших сред рабочего стола Linux всех времен

оперативную память ПК стал прямым следствием скачка с мегабайта на гигабайт. Этот экспоненциальный рост был единовременным явлением, имевшим место в первом десятилетии 2000 года, и с тех пор он стабилизировался. Нам просто нужно увидеть, что 8 ГБ оперативной памяти начали широко использоваться в 2012 году, и по сей день, в середине 2025 года, этой цифры все еще достаточно для многих целей.

 

Операционные системы и биты: что изменилось с 64-разрядной Windows

 

Мы говорим о 64-разрядной Windows, потому что, в конце концов, эта операционная система была самой важной на потребительском рынке в целом, и потому что именно она способствовала крупномасштабному переходу с 32-разрядной версии на 64-разрядную, так что имейте это в виду.

Операционная система может работать с блоками данных и поддерживать определенный объем оперативной памяти в зависимости от ее битов. Чем больше бит, тем больше размер этих блоков и тем больше максимальный объем памяти. Это стандартное разделение операционных систем и их максимальная емкость ОЗУ в зависимости от количества бит:

  • 8-разрядные операционные системы: 256 байт ОЗУ.
  • 16-разрядные операционные системы: 64 килобайта оперативной памяти.
  • 32-разрядные операционные системы: 4 гигабайта оперативной памяти.
  • 64-разрядные операционные системы: 18 эксабайт оперативной памяти.

 

Чтобы лучше понять эти цифры, я напоминаю вам, что:

  • 1 килобайт равен 1024 байтам.
  • 1 мегабайт равен 1024 килобайтам.
  • 1 гигабайт равен 1024 мегабайтам.
  • 1 терабайт равен 1024 гигабайтам.
  • 1 петабайт равен 1024 терабайтам.
  • 1 эксабайт равен 1024 петабайтам.

 

Это означает, что с переходом с 32-разрядных на 64-разрядные операционные системы мы значительно увеличили теоретический максимальный объем адресуемой оперативной памяти, увеличив максимальный объем с 4 гигабайт до 19 327 352 832 (более девятнадцати миллиардов) гигабайт. Эта цифра абсолютно точная, без округления, поскольку я избегал производить вычисления, исходя из эквивалентности 1: 1.

Операционная система, способная адресовать больший объем оперативной памяти, позволяет нам выполнять более сложные задачи, работать с более продвинутыми приложениями и наслаждаться играми, которые становятся все более реалистичными и требовательными. Подумайте, например, о том, что любая текущая игра, для работы которой требуется 8 ГБ оперативной памяти, была бы невозможна в 32-разрядной операционной системе.

Однако это был не единственный прорыв, который они представили. 64-разрядные операционные системы также позволили внести другие важные улучшения в 64-разрядные процессоры, которые не ограничивались увеличением максимального объема поддерживаемой памяти.

 

ПК с 64 ГБ оперативной памяти, что невозможно в 32-разрядной системе.

Например, они могут обрабатывать данные в 64-битных блоках, что означает, что 64-разрядный процессор может работать с большим объемом данных за такт. Это особенно заметно в требовательных приложениях, требующих большого количества операций и вычислений.

Они также обладают эксклюзивными функциями и предлагают другие улучшения на уровне производительности и безопасности, среди которых мы можем выделить встроенную аппаратную поддержку «Data Execution Prevention», также известную как «DEP» для его аббревиатуры на английском языке, «Защита от исправлений ядра» и целостность кода в контрольных суммах. («контрольные суммы»). Отказ от 16-разрядной подсистемы также помог повысить безопасность.

 

Что означают биты процессора

 

Когда мы говорим о 32-разрядных, 64-разрядных или 128-разрядных процессорах, мы имеем в виду под этими числами размер данных, которые он может обрабатывать за такт, а также адреса памяти, которые он может обрабатывать. Бит определяется как минимальное значение информации в вычислениях и может быть 0 или 1.

Читать  Microsoft запускает Surface Laptop SE по цене 249 долларов

Один бит сам по себе практически бесполезен, но когда мы объединяем большое количество битов, мы получаем большие объемы данных (целых чисел), которые уже начинают приносить большую пользу. Например, 8-разрядный процессор может работать максимум с 255 целыми числами (2^x-1, где x — количество бит ЦП), то есть со значениями 0 и 1, в то время как 32-разрядный процессор может адресовать до 4 294 967 295 целых чисел.

С другой стороны, 64-разрядный процессор может адресовать до 18 446 744 073 709 551 615 целых чисел. Мы перешли от разговоров о миллиардах к разговорам о триллионах — впечатляющий рост, который еще больше возрастает, если мы проанализируем возможности 128-разрядного процессора, который может адресовать до 340 282 366 920 938 463 463 374 607 431 768 211 455 целых чисел.

Как мы уже видели, 32-разрядный процессор может адресовать до 4 ГБ ОЗУ, а 64-разрядный — до 18 эксабайт ОЗУ. Это означает, что он может работать с гораздо большими и более сложными объемами данных, поэтому с появлением 64-разрядных процессоров произошло такое значительное улучшение вычислительных возможностей современных компьютеров.

 

В чем разница между 128-битной Windows и 128-битным процессором

 

Фасад будет таким же, как у любой текущей 64-разрядной Windows, то есть мы не должны ожидать каких-либо серьезных изменений на уровне интерфейса. Основное отличие, как вы могли себе представить, будет заключаться в способности этой операционной системы работать с гигантскими объемами памяти и со 128-битными блоками данных.

Теоретически эта операционная система могла бы поддерживать максимум 17 000 триллионов йоттабайт — головокружительная цифра, которая для того времени, в котором мы находимся, является почти научной фантастикой. Мы не преувеличиваем, просто подумайте, что один йоттабайт равен 1024 зеттабайтам, а 1 зеттабайт равен 1024 эксабайтам. Йоттабайт — это самая высокая единица, которую мы имеем на данный момент в пирамиде измерения объемов данных в информатике. Проводя аналогию, это было бы похоже на эквивалент «светового года» в астрономии.

Эта Windows должна была бы использовать 128-разрядный процессор, что также должно предполагать повышение производительности за счет его способности работать с большим объемом данных за такт, и он мог бы рассчитывать на другие улучшения в уровне производительности и безопасности. Однако это было бы заметно только при работе с очень специфическими рабочими нагрузками, которые могли бы использовать эту высокую производительность обработки данных за такт, что мы уже видели в инструкциях AVX-512.

 

Почему у нас нет 128-разрядных процессоров и Windows

 

Ответ очень прост, потому что они не нужны. Технически было бы возможно создать и то, и другое, но сейчас это бессмыслица, и, кроме того, это было бы непрактично из-за технических ограничений, с которыми им пришлось бы столкнуться. Представьте себе все, что нужно было бы усовершенствовать в оборудовании, чтобы можно было разработать систему, способную монтировать ОЗУ объемом несколько петабайт, поэтому давайте больше не будем говорить о йотабайтах.

Прямо сейчас на потребительском рынке наиболее часто используемые конфигурации колеблются от 16 до 32 ГБ ОЗУ, а максимальная поддержка материнских плат верхнего уровня составляет 256 ГБ ОЗУ. Если мы перейдем в профессиональный сектор, у нас будет ограничение от 2 до 6 ТБ ОЗУ в качестве ограничения на сокет, а в более требовательных секторах и в мире суперкомпьютеров мы относительно недавно нарушили ограничение на эксабайт.

Читать  Что такое аудит ИТ-инфраструктуры предприятия

Нам еще предстоит пройти много лет, прежде чем мы сможем исчерпать то, что предлагают 64-разрядные операционные системы и процессоры. К этому мы должны добавить, кроме того, что современные процессоры имеют очень универсальную конструкцию и что благодаря этому они могут содержать элементы более 64 бит, такие как шины и SIMD-модули. Представьте, например, что Ryzen 9000 может работать с операциями AVX-512, которые представляют собой 512-битные инструкции, передаваемые за один проход.

С другой стороны, следует также иметь в виду, что с переходом на 128-разрядную операционную систему могут возникнуть проблемы несовместимости, могут возникнуть различные проблемы на уровне архитектуры и поддержки как на программном, так и на аппаратном уровне, решение которых, в зависимости от их сложности, может быть очень дорогостоящим, например, из-за нехватки ресурсов. и нам также нужно было бы поработать на уровне драйверов.

В связи с этим может потребоваться полностью переписать большое количество драйверов, и это сильно усложнит этот переход, не предлагая взамен значительных улучшений, поскольку мы явно столкнемся со сценарием снижения прибыли. Затраты на переход на 128-разрядную среду были бы очень большими, а выгоды были бы незначительными даже в очень долгосрочной перспективе.

 

 

На данный момент также нет приложений, которые могли бы извлечь выгоду из 128-разрядной Windows. Это правда, что в определенных областях, таких как научные исследования и шифрование, для конкретных вычислений можно использовать определенные 128-битные или более операции, но они выполняются с помощью библиотек или инструментов, которые легко интегрируются в 64-разрядные операционные системы, и для них не требуется ни операционная система, ни компьютер. 128-разрядный процессор.

Под этим мы не подразумеваем, что мы никогда не увидим 128-разрядную Windows и 128-разрядный процессор. Это то, что может произойти, на самом деле это возможность, которая уже рассматривалась в архитектуре RISC-V, но нам еще много лет, так много, что, вероятно, ни вы, ни мы, уважаемый читатель, никогда не увидим этих процессоров, если только в мире не произойдет какой-то поворотный момент в технологии, которая ускоряет процесс.

Мы думаем, важно привести пример, который поможет нам лучше понять это, и реальность, в которой мы находимся, когда думаем о 128-разрядных операционных системах и процессорах. Мы уверены, что в эпоху 16-разрядных вычислений никто и представить себе не мог, что всего за 20 лет мы собираемся использовать несколько гигабайт оперативной памяти, и все же мы здесь, с гигабайтом в качестве стандарта для потребления и терабайтом для серверов и центров обработки данных.

То, что сегодня кажется нам невозможным или очень далеким, может в конечном итоге стать реальностью раньше, чем мы ожидаем, это ясно, и это урок, которому информатика и все связанные с ней технологии преподают нам с момента их зарождения и по сей день, вот почему я говорил о возможном будущем. переломный момент, который ускорит процесс.

Тем не менее, судя по цифрам, с которыми мы имеем дело, когда говорим о 128-разрядных операционных системах, я думаю, что нам еще далеко до этого. десятилетия. Это слишком большая эволюция, к которой мы не готовы, и не будем к ней еще долго.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Редактор: AndreyEx

Рейтинг: 5 (1 голос)
Если статья понравилась, то поделитесь ей в социальных сетях:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это может быть вам интересно


Загрузка...

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Прокрутить страницу до начала