В финале года есть что-то вроде коллективного ритуала. Пришло время оглянуться назад, освежить в памяти то, что мы слышали, что мы видели и, во все большей степени, во что мы играли. Как и в случае с музыкальными сводками Spotify или Apple Music — в моем случае, в последнем — эти сборники не просто упорядочивают данные: они создают воспоминания, привязывают цифры к обычаям и превращают течение времени в узнаваемую историю. В этом контексте Steam снова присоединяется к традиции, оглядываясь на год, который заканчивается.
Платформа Valve только что запустила свой ежегодный обзор активности за 2025 год, своего рода “повтор”, который, хотя и не получил официального названия, выполняет именно эту функцию. Каждый пользователь может ознакомиться с персонализированным отчетом, в котором наглядно и аккуратно отражено, какими были его отношения со Steam в течение года, от игр, которые они поглощали больше всего времени, до привычек, которые повторяются без нашего ведома.
Этот обзор включает в себя удивительно обширный объем информации. Отображаются самые популярные игры, общее время, потраченное на каждую из них, и разблокированные достижения, а также менее очевидные данные, такие как самая длинная серия игр подряд или процент игр, выпущенных в 2025 году по сравнению с играми предыдущих лет. К этому добавляется классификация по жанрам, подробная статистика игр, отмеченных в этом году, и представление в хронологическом порядке, позволяющее ежемесячно видеть, как менялась наша активная библиотека.
Помимо любопытства, эти обзоры имеют особую ценность для такой платформы, как Steam. В отличие от других цифровых сервисов, здесь потребляется не только контент: прогрессируется, разблокируются достижения, накапливаются часы и создаются небольшие личные истории вокруг каждой игры. Резюме превращает все эти разрозненные данные в связный отчет, почти дневник игрового процесса, который дает представление о том, как долго мы живем в определенных виртуальных мирах.
Поскольку по-другому и быть не могло, Steam также подумал о социальной составляющей. Сводкой можно легко поделиться как с друзьями на самой платформе, так и во внешних социальных сетях. Это не столько соревнование — хотя неизбежно будут сравнения — сколько способ сказать: “Это был мой год”, точно так же, как публикуется список любимых песен или сводка прослушанных часов.
Лично у меня подобные отчеты всегда вызывают некоторую улыбку. В моем случае, например, обзор подтверждает, что моими тремя самыми популярными играми были Unnamed Space Idle, Antimatter Dimensions и Revolution Idle, что говорит многое — возможно, даже слишком много — о моей слабости к праздным играм и о личности, которой нравится наблюдать, как цифры растут почти в одиночку. Также появляется 273 разблокированных достижения, что намного выше среднего, и процент игр 2025 года, который немного превышает средний показатель, — небольшие подсказки о том, как распределяется время, когда человек оглядывается назад с данными в руках.
В конце концов, этот обзор Steam — это не просто сборник статистических данных, а упражнение в цифровой памяти. Точно так же, как когда мы пересматриваем, какая музыка сопровождала нас в течение года, повторный просмотр того, во что мы играли, напоминает нам о конкретных моментах, более напряженных и более спокойных временах. Это хороший способ завершить год, внести цифры в досуг и подготовить нас, почти не осознавая этого, к тому, чтобы заполнить сводку новостей на следующий год новыми данными.
