Прекращение поддержки 32-разрядной версии Fedora (i686) отложено — вот почему

30.06.2025
Прекращение поддержки 32-разрядной версии Fedora (i686) отложено — вот почему

Недавно проект Fedora вызвал бурную дискуссию своим важным предложением прекратить поддержку старых 32-битных компьютерных систем. Это изменение, запланированное для Fedora Linux 44, могло бы существенно повлиять на то, как много людей используют свои компьютеры, особенно для игр. Но почему Fedora хотела отказаться от поддержки 32-битных (i686) систем и почему это вызвало такую бурную реакцию? Давайте выясним.

 

Предложение: отказаться от поддержки i686 (32-разрядной версии) в Fedora 44

Фабио Валентини и другие владельцы проекта выдвинули предложение для Fedora Linux 44. Основная идея заключалась в следующем:

  • Прекратите включать 32-битные программные библиотеки — часто называемые «мультилибами» — в 64-битные системы Fedora.
  • Полностью прекратите создание нового программного обеспечения для 32-разрядных компьютеров (с архитектурой «i686»).

 

Fedora уже предприняла шаги в этом направлении, прекратив выпуск 32-битных пакетов ядра и образов установщиков начиная с Fedora 31.

Это предложение рассматривалось как «следующие два (и последние) шага» на пути к отказу от поддержки старых 32-битных систем.

Первая часть плана (удаление библиотек из репозиториев) была рассчитана на то, что её можно будет отменить, но второй шаг (прекращение сборки новых версий программного обеспечения) было бы практически невозможно отменить.

 

Почему Fedora хотела отказаться от поддержки 32-битных систем?

Команда Fedora предложила это по нескольким веским причинам, в основном для того, чтобы упростить и повысить эффективность работы для всех участников.

  • Меньше работы для разработчиков: становится всё сложнее создавать и обновлять программное обеспечение для 32-разрядных систем, поскольку многие программные проекты больше их не поддерживают. Это изменение снизит растущую нагрузку.
  • Упрощение разработки: способ включения 32-битных библиотек в настоящее время сложен и основан на «хрупких эвристических алгоритмах и правилах». Их удаление упростило бы процесс создания репозиториев программного обеспечения Fedora.
  • Более эффективное использование ресурсов: отказ от создания 32-битного программного обеспечения сэкономит вычислительную мощность. Это означает, что 64-битное программное обеспечение можно будет создавать намного быстрее.
  • Быстрее для пользователей: удаление около 10 000 32-битных программных пакетов уменьшит размер списков программного обеспечения в Fedora. Это может ускорить загрузку обновлений и управление программным обеспечением.

 

Большое влияние: что изменится для пользователей?

Хотя это предложение было выгодно разработчикам Fedora, оно также имело серьёзные последствия для пользователей.

  • Удаление программного обеспечения: любое 32-битное программное обеспечение, уже установленное в 64-битной системе Fedora, будет удалено при обновлении до новой версии.
  • Проблемы со сторонним программным обеспечением: другое программное обеспечение, которому требуются эти 32-битные библиотеки, больше не сможет устанавливаться на Fedora.
  • Проблемы с играми: это было основным камнем преткновения. Это изменение особенно сильно повлияет на игровое программное обеспечение, такое как Wine (используется для запуска игр для Windows) и Steam (популярная игровая платформа). Возможно, потребуется заново настроить старые версии Wine.
  • Пострадают и другие дистрибутивы Linux: дистрибутивы на базе Fedora, такие как Bazzite и Nobara, которые популярны среди геймеров, также будут затронуты. Это также нарушит работу корневой файловой системы FEX, которая помогает запускать программное обеспечение x86 на компьютерах ARM.
  • Старые игры в зоне риска: многие беспокоились, что большое количество старых «родных» игр для Linux (выпущенных до середины 2010-х годов) и некоторые игры для Windows, которые плохо работают с новыми технологиями Wine, просто перестанут работать.

 

Реакция сообщества

Предложение вызвало очень бурную реакцию.

Фабио Валентини, человек, выдвинувший это предложение, выразил разочарование, отметив, что «сотни людей» «кричали: «НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО, ПОЧЕМУ ВАС НЕ БЕСПОКОЯТ ВАШИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ, Я НЕМЕДЛЕННО ПЕРЕКЛЮЧУ ДИСТРИБУТОРЫ»».

Он чувствовал, что «кликбейтная „техническая пресса“ или ютуберы» способствовали такой бурной реакции.

Многие пользователи беспокоились, что их игры перестанут работать и им придётся искать обходные пути. Некоторые отмечали, что даже Windows по-прежнему поддерживает 32-битное программное обеспечение для обеспечения совместимости.

Для многих ситуация в целом превратилась в противостояние «разработчики против пользователей».

На момент написания этой статьи результаты опроса были следующими:

Результаты опроса: отказ от поддержки 32-разрядных систем (i686) в Fedora Linux 44

Результаты опроса: отказ от поддержки 32-разрядных систем (i686) в Fedora Linux 44

 

Результаты опроса ясно показывают, что подавляющее большинство выступает против этого предложения: 51 % «категорически против», ещё 16 % «против, но их можно переубедить», то есть 67 % против.

 

Были ли какие-то решения или обходные пути?

В ходе обсуждения было предложено несколько вариантов управления изменениями:

  • «Новый» WoW64 от Wine: Это способ, с помощью которого Wine может запускать 32-разрядные приложения для Windows в 64-разрядной системе без необходимости использовать все 32-разрядные библиотеки из самой операционной системы. Несмотря на то, что ситуация улучшается, некоторые пользователи по-прежнему сообщают об ошибках или проблемах с производительностью в определённых играх.
  • flatpak: это автономные программные пакеты. Steam, например, доступен в виде флэтпака и включает в себя собственные 32-битные библиотеки. Однако некоторым пользователям флэтпаки не нравятся из-за потенциального «снижения производительности от незначительного до катастрофического», увеличения объёма занимаемой на диске памяти и «проблем с совместимостью» с такими функциями, как SteamVR или Gamescope.
  • Контейнеры (Podman/Docker/Toolbx): эти инструменты потенциально могут запускать старые 32-разрядные операционные системы или приложения в отдельной среде.
  • Частичная 32-битная поддержка: как и Ubuntu в 2019 году, Fedora могла выбрать небольшой, но важный набор 32-битных библиотек, необходимых для игр. Некоторые сочли это хорошим компромиссом.

 

Результат: Fedora отказалась от планов по прекращению поддержки i686 в версии 44

28 июня 2025 года Фабио Валентини отозвал своё предложение. Да, Fedora пока поддерживает 32-битную (i686) версию.

Он объяснил, что выпуск Fedora 44 был «слишком ранним». Он также отметил, что обсуждение, вероятно, не сильно отличалось бы, если бы речь шла о более позднем выпуске, например Fedora 46.

В то время как многие в сообществе Reddit восприняли это как «победу» для пользователей и геймеров, другие утверждали, что это «поражение» для разработчиков, которые просто «отложили проблему в долгий ящик».

Они подчеркнули, что основная проблема с поддержкой 32-битного программного обеспечения никуда не денется. Программные проекты продолжают отказываться от поддержки 32-битных систем, и Fedora в конечном счёте придётся решать эту проблему.

Фабио Валентини теперь активно «ждет реальных (и выполнимых) встречных предложений» . Это говорит о том, что обсуждение ещё не завершено и в будущем может быть предложено более постепенное или целенаправленное решение, которое удовлетворит потребности как разработчиков, так и пользователей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Редактор: AndreyEx

Рейтинг: 5 (1 голос)
Если статья понравилась, то поделитесь ей в социальных сетях:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это может быть вам интересно


Загрузка...

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Прокрутить страницу до начала