Шел 2021 год, когда Facebook сделал свою самую большую ставку на сегодняшний день на метавселенную, цифровой мир, в котором мы будем жить, подключенные к очкам виртуальной реальности. Цукерберг настолько верил в метавселенную, что даже переименовал свою компанию в Meta. Однако сон был недолгим. Миллионные убытки, проблемы с технологиями и явное отсутствие общественного интереса сделали очевидным, что ставка провалилась, но, похоже, мы все это знали, кроме Меты, которая по-прежнему стремилась создать этот виртуальный мир. До сих пор.
Что случилось. Meta отказывается от доказательств и начнет серьезные сокращения своих подразделений, занимающихся метавселенной, начиная с 2026 года. Они рассказывают об этом в Financial Times: сокращение может составить до 30% и будет включать как бюджет подразделений Horizon Worlds и Quest VR, так и, как и ожидалось, рабочие места.
Почему это важно. Метавселенная является навязчивой идеей Меты с 2021 года, но, несмотря на все усилия, предложение не прижилось. То, что они рассматривают возможность сокращения одной трети своих усилий, — это способ признать, что метавселенная провалилась. С момента своего создания отдел лабораторий виртуальной и дополненной реальности Reality Labs потерял колоссальные 70 миллиардов долларов. Кроме того, есть ключевой момент, и это нынешний контекст с непомерными инвестициями в ИИ: у Meta закончились оправдания, чтобы продолжать тратить деньги на свой виртуальный мир.
Инвесторам это нравится. Мета переживает непростой момент. После последнего пересмотра результатов акции компании упали на целых 11%, несмотря на рост выручки на 26%. Как это возможно? Очень просто: Цукерберг объявил, что капитальные затраты к 2025 году составят не 66 миллиардов долларов, как они планировали, а 70-72 миллиарда. У инвесторов есть много сомнений по поводу безудержных расходов компании. Новости о сокращении бюджета в метавселенной также возымели действие, и акции выросли на 6%.
Новая навязчивая идея: ИИ. Мета одержима искусственным интеллектом. Цукерберг потратил все лето на то, чтобы привлечь лучших специалистов в области искусственного интеллекта на многомиллиардные суммы, и вкладывает миллиарды в создание центров обработки данных, особенно так называемого Гипериона, который будет размером почти с Манхэттен.
И очки. Несколько дней назад Meta объявила о создании новой дизайн-студии в рамках своего отдела Reality Labs и для этого подписала контракт с Аланом Дай, одним из руководителей отдела дизайна Apple. Цель состоит в том, чтобы поработать над новым интерфейсом очков искусственного интеллекта компании, которые стали ее новым эталонным оборудованием.
Ray-Ban Meta работают намного лучше, чем их очки виртуальной реальности. К началу 2025 года уже был продан миллион единиц, а к июлю выручка подразделения утроилась. В беседе с Financial Times представитель компании заверил, что «мы переводим часть наших инвестиций из метавселенной в очки с искусственным интеллектом и носимые устройства, учитывая импульс, который они испытывают».