Яндекс подтвердил свое доминирование над Google на рынке. Он также присутствует в других странах и разветвляется на многие другие технические вертикали.
Итак, давайте посмотрим на поиск в России и то, что Яндекс делает хорошо, чтобы укрепить свои позиции. И что будет в будущем для бренда и российского поискового рынка в целом?
Россия — крупнейший интернет-рынок в Европе. Он может похвастаться более чем 109М веб-пользователями, достигающими 76% от общей численности населения (по данным интернет-статистики ).
Размер рынка может быть не слишком сюрпризом, но цифровой пейзаж страны имеет некоторые уникальные черты. Например, настольные компьютеры по-прежнему являются ведущими устройствами, с помощью которых российские пользователи взаимодействуют с цифровым миром. По данным StatCounter, более 75% рынка платформы приходится на использование настольных компьютеров — с мобильной и планшета весом 22% и 2% соответственно.
Эта доля пользователей мобильных/планшетов по сравнению с настольными пользователями намного меньше, чем другие крупные европейские интернет-рынки, такие как Великобритания (где карманные устройства теперь равны стационарным), а также на континенте в целом (где на мобильные телефоны приходится около 45% использование цифровой платформы).
Можно утверждать, что популярность Яндекса на российском рынке может быть связана с продолжающейся популярностью настольных компьютеров в регионе.
Если посмотреть на общий рынок поиска на всех платформах (опять же, используя данные StatCounter), доля Yandex выросла с 38% до 53% в период между 2014 и 2018 годами. Если мы сосредоточимся на стационарных компьютерах, мы увидим, что доля Яндекса достигает почти 60% немного раньше в этом году.
Это совсем другая история, когда мы более внимательно смотрим на сектор поиска мобильных/планшетов. Фактически, все почти полностью перевернулось с Google, в настоящее время похвастаться 58% доли рынка, а Yandex — на 40%.
На первый взгляд, Яндекс не сильно отличается от Google. Домашняя страница на английском языке Yandex.com — с ее щедрым белым пространством и ссылками на пиктограммы на «изображения», «видео» и т. д. — возможно, даже больше похожа на главную страницу Google, чем на более увлекательный дизайн в стиле журнала использует для кириллических версий свои собственные страницы.
Для зрителей США и Великобритании, тогда кириллический дизайн Яндекса может выглядеть немного старомодным. Но этот макет намекает на пользователей, ориентированных на настольные системы, которые он привлекает на своем внутреннем рынке. Хотя в дизайнерском смысле потребности российского рынка играют свою роль в сохранении традиций, двигатель опережает кривую другими способами. Например, в том, чтобы понимать уникальные нюансы и перегибы русского языка. Это, безусловно, был исходным USP для двигателя, ибез сомнения, фундаментальным в сохранении так много отечественных пользователей, возвращающихся на службу, а не делать свои поиски в другом месте.
Помимо надежной функциональности поиска в текстах, изображениях, видео и его элементах главной страницы портала, Яндекс уже давно быстро отправился в другие цифровые и технологические сервисы. Yandex.Disk — это облачное хранилище, предлагающее функции обмена P2P и возможность поиска файлов прямо из панели поиска. Алиса, голосовой помощник службы принимает возможности речи и распознавания языка бренда еще больше.
Совсем недавно Yandex.Music — с его умными плейлистами и огромной библиотекой потоковых песен — только что запущен в Израиле (это первая территория за пределами бывшего Советского Союза). Yandex Taxi также находится на пороге запуска автономных такси в столице страны Москве. События Яндекса внутри и вне поиска объединены тем, что они всегда быстро подключают разрыв на российском рынке, как только технологии становятся жизнеспособными, и они все больше зависят от машинного обучения и искусственного интеллекта.
Глядя в будущее, Yandex потенциально сталкивается с некоторыми проблемами. В то время как рыночная доля бренда находится на восходящей траектории, так и миграция пользователей настольных компьютеров в России на мобильные устройства. Эта тенденция может быть более медленной и устойчивой в России, чем на других рынках, но переход к мобильному телефону обязательно должен считаться неизбежным — и, вероятно, будет иметь ключевое значение для доступа к 24% граждан, которые в настоящее время отключены.
Google находится в хорошем положении, чтобы извлечь выгоду из растущего аппетита для мобильного поиска в России. Это объясняется в немалой степени распространенностью ОС Android, на долю которой в настоящее время приходится более 69% рынка мобильных ОС (включая планшеты).
Но российский поисковый рынок сложный, и его очень трудно предсказать. Интересно, сможет ли Яндекс стать хорошим в сфере мобильного поиска, если, например, российские потребители заманиваются передовыми услугами распознавания голоса Алисы? Могут ли новые пользователи Интернета «прямо говорить» так же, как население было «прямо на мобильном» на других развивающихся рынках? Кроме того, если другие приложения, ориентированные на Яндекс, в таких вертикалях, как видео и электронная торговля, видят дальнейшую наглядность по мере того, как все больше российских пользователей приходят на мобильные устройства, поможет ли это поддерживать больше мобильных пользователей на принадлежащих Яндексу мобильных сайтах, когда они ищут эти соответствующие типы контента?
Здесь может быть больше вопросов, чем жестких прогнозов, но из всех альтернатив Google, Yandex, возможно, является одной из наиболее ярких историй успеха. Выиграв еще один шаг на массовом внутреннем рынке с большим количеством возможностей для роста, растущим в других странах и вертикали, а также с помощью технологического конверта, где бы он ни был. Мы были бы удивлены, если бы это произошло без боя, даже если бы завтра произошел русский мобильный бум.
Чувак, почем эта джинса?