Логотип

Самые распространенные типы кибератак и как защитить себя

Самые распространенные типы кибератак и как защитить себя

Мы живем в эпоху, когда цифровизация пронизывает каждый аспект нашей жизни: работу, досуг, покупки, здоровье и даже административные процедуры. Эта технологическая зависимость несет с собой темную сторону: неудержимый рост числа кибератак. Испания, например, в 2025 году заняла второе место в мире по количеству атак.

И киберпреступники не делают различий между крупными корпорациями, малыми предприятиями или частными пользователями — мы все являемся потенциальной целью.

Кибератаки несут не только многомиллионные экономические потери — хотя вы должны знать, что к 2030 году они принесут убытки на сумму 17,9 миллиарда долларов, — но и огромные социальные последствия, поскольку подвергают риску личные данные, парализуют больницы или даже выводят из строя критически важную инфраструктуру.

И перед лицом этого единственная эффективная защита — это профилактика: знание того, как работают наиболее распространенные кибератаки, и применение мер по снижению рисков.

 

Что такое кибератака

Кибератака — это любая преднамеренная попытка поставить под угрозу безопасность компьютерных систем, сетей или устройств с целью:

  • Кража конфиденциальной информации (пароли, банковские реквизиты, истории болезни).
  • Вымогательство у пользователей или компаний с помощью цифрового шантажа.
  • Саботаж критически важной инфраструктуры (больниц, аэропортов, заводов).
  • Выдача себя за другое лицо для совершения финансовых или репутационных махинаций.

 

Подавляющее большинство атак используют две универсальные слабости:

  • Технические уязвимости, такие как сбои в устаревших программах или системах.
  • Человеческая ошибка, которая остается “самым слабым звеном” кибербезопасности.
Читать  Топ-5 сетевых технологий в 2024 году

 

И теперь, с расширением возможностей удаленной работы, облачных вычислений и искусственного интеллекта, у злоумышленников появляется благодатная почва для инноваций в своих методах, которые становятся все более изощренными и трудными для обнаружения.

 

Типы кибератак

Кибератаки бывают разных форм. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные из них и их характеристики:

1. Атаки на основе вредоносных программ

  • Вредоносное ПО в целом: Вредоносное ПО, такое как вирусы, черви, шпионское или рекламное ПО; часто проникает в вашу систему через вложения, загрузки, зараженные устройства хранения или взломанные веб-страницы.
  • Программа-вымогатель: шифрует системные файлы и требует выкуп за их освобождение. За последние несколько лет он сильно ударил по испанским компаниям.
  • Трояны: Они выдают себя за законные программы, чтобы предоставить злоумышленнику секретный доступ.
  • Шпионские программы и кейлоггеры: они шпионят за пользователем, записывая пароли и привычки просмотра веб-страниц.
  • Ботнеты — Сети зараженных устройств, которые контролируются киберпреступниками для запуска других атак (например, DDoS).
  • Программа-вымогатель: Вредоносное ПО, которое шифрует файлы устройства или всей сети и требует уплаты выкупа (обычно в криптовалюте) для восстановления доступа. Он известен как «цифровой взлом» и считается наиболее прибыльной атакой для киберпреступников.

 

2. Атаки, основанные на социальной инженерии.

Эти атаки зависят не столько от технологий, сколько от психологических манипуляций:

  • Фишинг: мошеннические электронные письма, притворяющиеся, что они исходят от законных лиц, с целью кражи конфиденциальных данных.
  • Фишинг-атака: более целенаправленный и опасный вариант, адаптированный для конкретного человека.
  • Smishing и vishing — фишинг, осуществляемый с помощью SMS или телефонных звонков.
  • Приманка: Злоумышленник предлагает «крючок», например заброшенный USB-накопитель или поддельный приз, для заражения пользователя.
  • Секстирование: угроза распространения компрометирующих изображений, если выкуп не будет выплачен.
  • Мошенничество в Интернете: от фиктивной аренды до мошенничества с технической поддержкой и через поддельные магазины электронной коммерции.
Читать  Антивирусы: эволюция, будущее и перспективы

 

3. Атаки с использованием паролей.

  • Грубая сила: Злоумышленник пробует миллионы комбинаций, пока не найдет правильный пароль.
  • Атаки по словарю: Использование списков общих паролей для угадывания доступа.
  • Заполнение учетных данных: Использование утечек учетных данных на других платформах для доступа к новым учетным записям.

 

4. Атаки на соединения и сеть.

  • DDoS (распределенный отказ в обслуживании): Они насыщают сервер трафиком до такой степени, что делают его недоступным.
  • (Человек посередине : Злоумышленник перехватывает сообщения, например, в незащищенных общедоступных сетях Wi-Fi.
  • Мошеннические сети Wi-Fi: поддельные точки доступа, притворяющиеся законными.
  • Спуфинг: подмена личных данных в электронных письмах (подмена электронной почты), IP-адресах или поддельных веб-страницах.

 

5. Атаки на приложения и системы

  • SQL-инъекция: Манипулирование базами данных с помощью вредоносных команд.
  • Межсайтовый скриптинг (XSS): встраивание кода в уязвимые веб-страницы.
  • Эксплойты нулевого дня: Они используют неизвестные или незащищенные уязвимости.
  • Атаки на цепочку поставок: Они вовлекают поставщиков или партнеров для проникновения в организацию.

6. Расширенные угрозы

  • APT (продвинутые постоянные угрозы) — длительные, изощренные и хорошо финансируемые атаки, обычно в шпионских целях.
  • Криптоджекинг: Скрытое использование компьютера жертвы для майнинга криптовалюты.

 

Как предотвратить кибератаку

Ни одна мера не гарантирует полной безопасности, но есть передовые методы, которые значительно снижают риск:

  • Правильно управляйте паролями: Используйте надежные пароли, специфичные для каждой службы, храня их в надежных менеджерах паролей. Точно так же по возможности применяйте многофакторную аутентификацию.
  • Постоянное обновление: Всегда обновляйте системы, приложения и антивирусы. Исправления исправляют уязвимости, которые можно использовать.
  • Будьте осторожны с подозрительными сообщениями: Остерегайтесь писем, SMS или звонков, в которых запрашиваются срочные данные или предлагаются слишком выгодные предложения. Точно так же внимательно проверяйте ссылки и отправителей.
  • Защита сетей и устройств: Избегайте подключения к общедоступным сетям Wi-Fi, если у вас нет активного VPN; надежно настройте маршрутизатор и включите брандмауэр.
  • Резервное копирование: Выполняйте периодические резервные копии и сохраняйте их в удаленных местах. Это лучшая защита от программ-вымогателей.
  • Повышение осведомленности и обучение: 95% инцидентов происходят из-за человеческих ошибок. Ключевым моментом является обучение сотрудников и пользователей кибербезопасности.
Читать  Последние тенденции в тестировании на проникновение в 2022 году

 

7. Использование передовых инструментов

Антивирус, фильтры защиты от спама, обнаружение вторжений и постоянный мониторинг помогают предотвратить атаки. Если мы говорим о компаниях, то очень важно реализовать планы реагирования на инциденты и соблюдать такие правила, как NIS2 или DORA.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Редактор: AndreyEx

Рейтинг: 5 (1 голос)
Если статья понравилась, то поделитесь ей в социальных сетях:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Это может быть вам интересно


Загрузка...

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Прокрутить страницу до начала