Необязательно быть пользователем iPhone, чтобы понять влияние, которое Apple оказывает на цифровой мир. На ее платформах публикуются приложения, управляется реклама, обрабатываются платежи, осуществляется навигация, запрашивается географическая информация и принимаются потребительские решения. И хотя это влияние также является частью ценности, которую воспринимают ее клиенты, для европейских регулирующих органов оно представляет собой конкурентный фактор риска. В этом балансе между инновациями и надзором компания снова находится под пристальным вниманием: на этот раз благодаря двум своим услугам, которые могут быть добавлены к тем, которые уже сделали Apple “привратником” в Европейском Союзе.
Европейская комиссия подтвердила, что подала, подтверждающее, что ее сервисы Apple Maps и Apple Ads соответствуют пороговым значениям, установленным Регламентом о цифровых рынках, более известным как Закон о цифровых рынках (DMA). Это постановление, вступившее в силу с 2023 года, направлено на ограничение возможностей крупных технологических платформ, которые действуют как “привратники доступа” к ключевым рынкам. Для этого он устанавливает ряд количественных критериев (ежемесячные активные пользователи, годовой оборот, устойчивое присутствие на рынке), которые в случае их соблюдения обязывают компании официально сообщить об этом и пройти процесс проверки.
В этом случае Apple признала, что и Карты, и их рекламная система соответствуют указанным пороговым значениям. Это не означает, что Комиссия официально объявила их таковыми, но это открывает новый процесс оценки. С даты уведомления Брюссель имеет в своем распоряжении 45 рабочих дней для рассмотрения дела и вынесения решения. Если в конечном итоге будет выдано официальное обозначение, у Apple будет шесть месяцев для выполнения конкретных обязательств, которые DMA налагает на услуги, подпадающие под специальное регулирование.
Эти обязательства направлены на обеспечение более открытой и конкурентной цифровой среды. Например, привратник обязан обеспечивать совместимость со сторонними сервисами, не ставить свои собственные сервисы выше конкурирующих, а также предлагать пользователям большую прозрачность и контроль над своими данными и решениями. В случае с Apple Maps это может включать в себя возможность пользователям легко переключать поставщиков карт в таких системах, как iOS или CarPlay. Что касается Apple Ads, компания должна будет предложить рекламодателям и разработчикам более широкие возможности для управления кампаниями и измерения результатов, не полагаясь исключительно на инструменты Apple.
Однако позиция компании не является пассивной. В предыдущих заявлениях, касающихся DMA, Apple выражала обеспокоенность по поводу того, как некоторые из требований могут повлиять на взаимодействие с пользователем, безопасность ее систем или даже техническую целостность ее продуктов. В данном конкретном случае он утверждает, что и Карты, и Реклама имеют ограниченный охват в Европе по сравнению с более устоявшимися конкурентами, несмотря на соответствие числовым требованиям. Оценка Комиссии не является автоматической: помимо пороговых значений, она может учитывать реальное влияние каждой услуги на европейскую цифровую экосистему.
Это не первый случай, когда Apple сталкивается с этой нормативно-правовой базой. В сентябре 2023 года она уже была назначена gatekeeper для ряда своих сервисов, что привело к значительным изменениям, многие из которых связаны с iOS: от открытия альтернативных магазинов приложений в Европе до новых возможностей для разработчиков. когда дело доходит до распространения контента или управления платежами. Включение Карт и рекламы, если оно будет реализовано, расширит сферу действия этих обязательств и продолжит отмечать постепенную трансформацию модели Apple на рынке сообщества.
Как пользователю, трудно не наблюдать за этими процессами со смесью интереса и осторожности. Интерес, потому что они нацелены на более сбалансированную цифровую экосистему, где ни одна компания не может навязывать условия без альтернативных вариантов. И благоразумие, потому что не всегда ясно, как эти изменения будут реализованы и какое влияние они окажут на качество услуг. Каким бы ни был исход, это новое уведомление подтверждает, что диалог между Apple и Европой далек от завершения и что будущее их платформ также будет написано в депешах из Брюсселя.
