О поддержке AMD и графики Radeon в Linux

На прошлой неделе AMD произвела некоторый фурор, объявив, что графики RDNA и RDNA 2, которые соответствуют выделенным сериям RX 5000 и RX 6000 соответственно, будут переведены в режим обслуживания, поэтому начиная с Adrenalin 25.10.2 они будут получать только ограниченные исправления и улучшения. В то время как компания в конечном итоге исправилась перед лицом критики, первоначальная новость в свое время вызвала определенную панику в сообществе пользователей Linux, поэтому я решил пойти на шаг, чтобы объяснить, что обстоятельства, связанные с системой с открытым исходным кодом, очень разные.
Начнем с того, что драйвер Adrenalin является несвободным и ориентирован на Windows, в то время как в GNU/Linux используется AMDGPU, драйвер, который официально является частью ядра, в дополнение к RadeonSI для OpenGL и RADV для Vulkan, два драйвера, которые действуют в пользовательском пространстве и являются настольными. Те, кто следил за развитием системы, знают, что AMDGPU, RadeonSI и RADV имеют открытый исходный код, и, кроме того, последний недавно получил официальный статус после того, как AMD решила прекратить выпуск AMDLVK.
Тот факт, что AMDGPU, RadeonSI и RADV имеют открытый исходный код и официально являются частью двух основных компонентов графического стека GNU/Linux, затрудняет AMD осуществлять прямой контроль над драйверами, несмотря на то, что они официальные и что компания внесла основной вклад в эти два компонента. во-первых. К этому следует добавить, что как разработчики ядра Linux, так и разработчики настольных ПК продемонстрировали, по крайней мере на данный момент, достаточную независимость, чтобы избежать применения политик запланированного устаревания.
Другими словами, политики, регулирующие Linux и Mesa, затрудняют AMD возможность применить что-то подобное тому, что она пыталась сделать с Adrenalin, и здесь вы можете добавить вклад других сторон в сами драйверы для Radeon. Среди этих других частей можно выделить Valve как основную движущую силу RADV, контроллера Vulkan, который является одним из движков Steam Deck.
На самом деле ситуация в GNU/Linux настолько иная, что в течение многих лет велась работа над тем, чтобы AMDGPU мог работать в условиях первых поколений графики на основе архитектуры GCN, которая начала продаваться в 2012 году. Это открывает двери для того, чтобы в ближайшем будущем с помощью VKD3D можно было запускать поверх системы с открытым исходным кодом последние видеоигры и программное обеспечение, чего не могла Windows. В результате планы, связанные с драйверами AMD для GNU/Linux, больше ориентированы на обратную совместимость, которая станет противоположностью обратной совместимости, сделав старое оборудование совместимым с гораздо более современным программным обеспечением.
Короче говоря, пользователям GNU/Linux не нужно бояться решения, которое AMD пыталась принять в отношении Adrenalin, которое повлияло на графику, основанную на первых двух поколениях архитектуры RDNA. К счастью, здесь все работает по-другому, и планы на ближайшее будущее указывают скорее в противоположном направлении.
Редактор: AndreyEx